09.11.2016
Обучение персонала включает в себя решение множества задач, поставленных перед организацией: адаптация к нововведениям в отрасли, освоение технологий, изучение новых продуктов, повышение квалификации. В связи с этим обучение для некоторых групп сотрудников является обязательной частью рабочего процесса.
Кому нужно постоянно совершенствоваться?
- Специалисты в области продаж. Обучение подразумевает исследование новых методов продаж, изучение продуктов и услуг предприятия, тренинги с гуру продаж.
- Штат клиентских подразделений. В данном случае имеется в виду изучение различных техник по общению с потребителями и информации о предлагаемых товарах.
- Юристы, отдел персонала, бухгалтерские работники. Обучение здесь состоит в постоянном мониторинге бухгалтерского, налогового и трудового законодательства, т.к. эффективность работы этих людей зависит от того, насколько они владеют актуальной информацией.
- Новоприбывшие работники. Их информируют о целевой аудитории, особенностях рыночных отношений в данной области, специфике работы и т.д.
В основном обучение сотрудников является необходимостью для предприятия, однако может служить и средством поощрения сотрудников. Однако проводить такие мероприятия следует при условии существования в компании оценки эффективности труда и профессиональных навыков. Если такой системы нет, то решение об обучении персонала опирается только на субъективное мнение руководства.
Начальству нужно определить тех сотрудников, которые будут заинтересованы в повышении своего профессионального уровня, иначе о вложенных капиталах можно будет забыть. Как определить таких людей? Во-первых, можно объявить всем, что руководство ждет от них идеи по повышению показателей в организации. С помощью оценки этих идей можно понять, кто из сотрудников нацелен на улучшение уровня работы, и какое обучение нужно в данном случае. Во-вторых, можно дать работнику задание, где изначально известно, что для решения ему не хватит знаний и навыков. Если по какой-то причине он откажется от выполнения, значит, потраченные на его обучение средства не окупятся. Однако если задание заинтересовало его, как возможность самосовершенствования, он может претендовать на обучение за счет предприятия.
Методы обучения
Существуют несколько методов по обучению сотрудников, которые предприятие может использовать как по отдельности, так и комбинируя их в различных ситуациях:
- Внутренние семинары, где тренером может выступить компетентный сотрудник предприятия (руководитель отдела, менеджер по персоналу). Это направление можно назвать эффективным, т.к. сотрудник, выступающий в роли тренера, имеет представление о ситуации в коллективе, поэтому его знания будут максимально приспособлены под специфику работы в организации. В нем также есть и другие плюсы. Одним из них является совершенствование искусства презентаций, построения речи, умений держать себя на публике, а другим – экономия средств на привлечении сторонних тренеров.
Использовать данный метод можно, основываясь на следующем:
1) На внешний семинар от компании посылают одного сотрудника, после чего он может проводить занятия по пройденной теме среди своих коллег.
2) Актуальные для новых сотрудников, а также специалистов по продажам тренинги могут проводить более опытные коллеги, которые делятся своими навыками и полученными знаниями.
- Внутренние семинары, где в качестве тренера приглашают специалистов со стороны (менеджеров из компаний-партнеров, поставщиков товаров). Такой метод используется в случае, когда работникам нужно рассказать о новых техниках общения с клиентами, методах продаж и т.д. В этом случае обучение включает в себя моделирование определенных ситуаций, возникающих во время работы, и их обсуждение.
Кроме общения с тренером можно включать в обучение просмотр практических видеороликов, где рассматриваются наиболее распространенные ошибки в работе и способы их устранения. Такой метод обучения будет актуален в компаниях с большим количеством новичков, т.к. он экономит время и финансы компании.
- Внешние семинары, конференции, тренинги, которые ведут специалисты в данной области.
При выборе эффективного тренинга желательно руководствоваться некоторыми правилами:
1) Изучите данные об организаторе: его опыте в проведении подобных семинаров, а также наличии реального опыта работы в данной сфере.
2) Уточните, кто именно будет входить в состав слушателей, ведь у работников государственных и частных предприятий разные способы реализации одинаковых процессов, поэтому такой семинар не пойдет на пользу вашим сотрудникам.
3) Стоимость тренинга. В случае высокой цены по сравнению с другими предложениями обязательно узнайте причину.
4) Запоминайте имена преподавателей из других организаций, предоставляющих подобные услуги, ведь они могут работать в разных компаниях, причем цена будет отличаться.
5) Определитесь с темой тренинга и формулировкой пунктов программы. Лучше отказаться от семинара, если теоретическая часть занимает треть программы.
Можно подготовиться к практической части самостоятельно с помощью тематической литературы, чтобы максимально потратить время на практику.
Процесс выбора семинара обычно включает в себя просмотр всех доступных предложений специалистами отдела кадров и руководителями отделов, выбор самого оптимального варианта, после чего идет посещение презентации тренинга с последующим написанием отчетов о его недостатках и преимуществах.
Анализ отчетов поможет понять, нужно ли в дальнейшем пользоваться услугами данной организации, и будут ли их занятия полезными для вашей компании. После прохождения курса следует дать оценку по данному курсу, чтобы определить эффективность применения знаний на практике.